Многие о нём говорят, мало кто знает, что это такое. Собственно, открою небольшую дверь и озвучу пару общеизвестных моментов, остальные же практически соответствуют повседневному этикету, который требуется ото всех нас в реальной жизни.
1. Обращения
Как и в жизни, к незнакомцам принято обращаться на "вы". Чтобы начать обращаться на "ты", нужно предложить переход собеседнику ("Может перейдём на "ты"?). В жизни, "вы" ещё используется для обозначения возраста собеседника или его статуса (на "вы" мы обращаемся к пожилым людям, к директору какого-либо предприятия и т.д.), а также как вежливое обращение. В сети всё аналогично. Некоторые люди недолюбливают эту форму, т.к. "вы" ассоциируются у них с возрастом (практически все эти люди - девушки), и эти же люди, чаще всего, нарушают это правило (я не хочу, чтобы ко мне обращались на "вы", и я не буду обращаться на "вы"). Если в жизни старшие обращаются к младшим на "ты", тогда в сети это правило не действует. Чаще всего, даже если возрасты собеседников известны, обращаются они друг у другу на "вы".
2. Пунктуация
Зная правила пунктуации русского языка, вы легко сможете соблюдать её и в сети, но тут есть небольшие оговорки. К примеру, в сети реже всего используется восклицательный знак. В русском языке, восклицательный знак служит для выражения изумления, призыва, сильного чувства, волнения и тому подобного. Он также используется для обращения (Товарищи!). Допускается использование с двоеточием (да, по правилам русского языка, после восклицательного знака идут две точки, а не три) и с вопросительным знаком (первым идёт вопросительный знак). Несмотря на это, в сети восклицательный знак воспринимается, в первую очередь, как крик (в его негативной сущности, т.е. автор "орёт на читателя"), и уже потом как изумление ("Ура!"). Как призыв или волнение он и вовсе не воспринимается (т.к. для такого восприятия нужно слышать интонацию голоса).
Недопустимо использовать многочисленные знаки, следующие друг за другом (!!!! или ????? или ......). Те, кто используют знаки подобным образом, считают, что читатель может не заметить знак или не понять всю критичность ситуации (попробуйте на заметить вопросительный знак).
Знаки имеют большую значимости в силу отсутствия фонетического сопровождения (читатель не слышит ваш голос и не знает вашу интонацию). Яркие примеры неправильного употребления знаков препинания:
Помогите!!!! У меня футер сдвинулся, после того как я что-то там сделал в кодах?????!!!!!
Собственно, слово "помогите" само по себе отображает призыв к помощи, смысла в четырёх восклицательных знаков нету. Можно было использовать один восклицательный знак, или же заменить восклицательный знак на точку.
"У меня футер сдвинулся, после того как я что-то там сделал в кодах?????!!!!!" - нету вопроса. ?! можно использовать крайне ограничено, т.к. это совсем не дружественный тон ("Куда это ты собрался?!").
3. Смайлы
В действительности, смайл представляет из себя только это -
Эмотикон - пиктограммы, изображающие эмоции. Используются как пиктограммы ( ), так и текстовые варианты (xD). Состоят из знаков препинания, букв и других спецсимволов. Все смайлы (понятие "эмотикона" совсем не прижилось в рунете) призваны показать эмоции автора и устанавливает тон (в жизни тон определяется по голосу или выражению лица). Пример:
Да :)
Да :(
Смайлы присутствуют во всех сообществах интернета. Они достаточно понятны всем пользователям интернета, независимо от языка, на котором говорят пользователи. Смайлы предназначены для того, чтобы более богато и разнообразно дополнять смысл высказывания, уточнять его экспрессивно-интонационную окраску. Смайлов невероятное множество, и привести весь их список - нереально. Самые популярные смайлы в рунете:
:) или ) или =) - улыбка
:( или ( или =( - грусть, печаль
:D или xD или =D или хд - смех
oO - удивление
Часто, пользователи стараются выделиться путём использования необычных смайлов (ГгY или -=<:-) или [:|||:]), что приводит либо к популяризации этих смайлов, либо к их отторжению и непониманию их смысла. Смайлы могут использовать редко или достаточно часто, при этом, не стоит использовать чрезмерное количество смайлов (прим. "Привет))))))))))))))))", достаточно от 1 до 4 символов для чёткой передачи эмоции). Смайлы редко используются при официальных сообщениях (объявления администрации, к примеру), часто используются в неформальной обстановке или же в комментариях. Полное отсутствие смайлов воспринимается как серьёзный тон общения, серьёзный настрой собеседника.
4. Принципы и мировоззрение
Несмотря на личные предпочтения, принципы и точки зрения, в сообществах интернета изначально было выстроена нейтральная позиция ко всем базовым вопросам человечества. Так, в большинстве сообществ неприемлемы расизм, национализм, религиозная нетерпимость. С другой стороны, уместны толерантность, учтивость, вежливость. Чаще всего, в сообществах доминирует демократия на уровне пользователей (все пользователи равны в правах и обязанностях), при этом, практически всегда у администрации сообщества больше прав и обязанностей. Структуру интернет-сообщества легко сопоставить с государственностью: пользователи предстают в роли граждан, администрация в роли руководящего органа. Действия и решения администрации редко согласуются с пользователями ввиду того, что много пользователей никак не найдут компромисс (каждый пользователь имеет своё мнение), и подобная расстановка уже давно прижилась в интернет-сообществах (смысла кричать о демократии нету). Нейтральное и сдержанное поведение всегда способствует благоприятному и аналогичному результату в общении с другими пользователями (как ты ко мне, так и я к тебе).
5. Белая ворона
Многие люди пытаются не быть "серой массой" и всегда стремятся как-то проявить себя. Такое поведение вполне приемлемо, если оно осуществляется творчеством, конструктивным высказыванием своей точки зрения (большинство пользователей относятся положительно к тем, у кого есть своё мнение) и т.д. К несчастью, некоторые люди не видят иного выхода, кроме как идти против правил и продвигать свою точку зрения агрессивным и ущемляющим способом. Такие пользователи, чаще всего, относятся безразлично к устоям сообщества и к правилам ("баньте меня сколько угодно, я хочу сказать глупость сотый раз"), игнорируют чужие мнения и прислушиваются лишь к мнению тех людей, которые одобряют их действия. Большинство провокаций исходят именно от таких пользователей. Избежать подобного статуса можно достаточно просто, нужно лишь конструктивно обсуждать проблемы, правильно излагать свою точку зрения и не пытаться навязать кому-то свои правила и мнения (по мнению некоторых людей, "серая масса" не имеет своего мнения, и тем, кто не бунтует, легко манипулировать). Такие люди есть не только в интернете - те, кто ломают витрины, требуя изменений от правительство (витрина ведь во всём виновна) аналогичны сетевым "воронам".
6. Контекст
Очень распространённая ошибка - изъятия фраз/слов из контекста. При цитировании, старайтесь не извлекать отдельные фразы из контекста, а если и извлекаете, тогда учитывайте и контекст. Простой пример:
"Мы не сделали каталог, потому-что были заняты системой регистрации пользователей".
"Мы не сделали каталог" - вы ничего не делаете, вам наплевать на пользователей и т.д.
7. Маты
В большинстве сообществ запрещено использовать маты. Тут всё просто и ясно, поскольку и обычный этикет подразумевает отказ от использования матных слов. Некоторые пользователи любят определять, что такое мат (стало быть, "сука" - это собака, и не важно, что в контексте ни о какой собаке речи не идёт). Такие пользователи часто получают баны, т.к. они упёрто верят в целесообразность использования матов (без матов невозможно передать всю глубину своих эмоций).
8. Споры
В каждом сообществе бывают споры. Они же делятся на два вида - конструктивные и продуктивные споры, или же флеймы. Первые позитивно сказываются на деятельности сообщества, поскольку участники, придерживаясь этикета, обсуждают различные точки зрения и выбирают наиболее правильные решения. Флейм же, будучи "спором ради спора", часто называют также "срачем", возникает из личной неприязни и никакого профита не приносит. В случае возникновения разногласий, разумно будет перенести беседу в приват (личные сообщения, скайп и т.д.).