Программа: любой графический редактор, включая Adobe Photoshop
Практика
Автор: Pulse
Источник: http://emotiondigital.artbb.ru
Этот урок прежде всего будет полезен новичкам, хотя и опытные мастера, возможно, откроют для себя что-то новое.
Замечу, что огромное количество пользователей ошибочно считают кадрирование обработкой, обрезанием на компьютере в графическом редакторе фотографии/картинки. Нет, это не так. Кадрирование - выбор правильного ракурса, направления и размещения объектов на снимке фотографом (или определённого размещения композиции на холсте художником). Обрезание, кроп, любая последующая обработка в графических редакторах - это всего лишь следствие, вынужденная мера. Но тем не менее, не всем дано стать профессиональными фотографами, не у всех есть возможность и средства. Поэтому нам, мастерам дизайн-студий, приходится волей-неволей использовать для своих творений готовые картинки, фотографии с каких-либо фотосессий, даже любительскую съёмку и рисунки.
Как говорится: "Одно из важных отличий фотографа от художника в том, что художник включает в картину то, что хочет там видеть, а фотограф стремится исключить из кадра всё, что он там увидеть не хочет".
Здесь нам предстоит изучить несколько простых приёмов кадрирования портретов, ведь изображения с людьми будоражат сознание человека сильнее других картинок. Происходит это на подсознательном уровне, в первую очередь, если в кадре присутствует человек, -внимание будет обращено на него: на выражение лица, мимику, эмоции, на позу, в которой он запечатлён.
Выбирая нужный ракурс, делая акцент на отдельных участках кропа, мы получим правильно скадрированный портрет.
Для начала, рассмотрим основные приёмы портретного кадрирования.
Лицо. Как мы все знаем, глаза и улыбка - зеркала нашей души. Заглядывая в глаза, мы можем прочитать эмоции, распознать мысли, оценить намерения. Взглянув на мимику губ, - понять чувства, настроение. Поэтому первым важным аспектом в кадрировании является выделение из композиции лица. Кадр поистине интимный, ведь здесь даже не понятно, одет человек или нет. С учётом того, что при таком крупном плане могут быть видны все неровности кожи, огрехи, ассиметрия, недостатки, нам нужно будет в процессе корректирования скрыть их как можно тщательнее и превратить лицо в идеальное божье творение. Либо оставить так, как есть, показав непринуждённую естественность. Уход от фокуса здесь заметен больше,чем на любом другом кадре. Малейшая огрешность фотографа, к примеру, прядь волос, разрезающая глаз посредине, может окончательно испортить фотографию. Поэтому нужно ориентироваться прежде всего на композиицию, фокус, резкость и профессионализм фотографа при выборе исходника.
Никаких обрезков рук, пальцев, подбородков, мелочей в кадре быть не должно. Здесь важно поймать взгляд, ориентируя композицию по зрачкам. Никакого кропа черт лица (!), в фокусе должно присутствать всё: брови, глаза, нос, губы целиком. Мы рассмотрим более подробно данное кадрирование чуть позже, а пока перейдём к следующему аспекту.
Плечи-голова или плечи - линия бровей. Нельзя лишать человека части головы, беспощадно обрезая макушку. Голова должна быть в фокусе целиком, либо её вовсе не должно быть в кадре - берём чуть выше линии бровей. Здесь можно нарваться на ошибку - неправильно выбрав кроп и открыв зрителю большую часть лба, получим оптический обман: слишком большой, высокий лоб. Поэтому аккуратно и предусмотрительно отступаем по 2-5 пикселей со всех сторон кропа, а сверху берём чуть выше линии бровей.
Этот кроп- настоящая классика. По кадру уже можно рассмотреть одежду, отношение человека к происходящему по манере держаться - плечи выражают эмоции не хуже лица. Линия обреза обязана идти чуть ниже ключицы или горловины одежды, иначе мы получим очередной оптический обман - "бесконечную шею".
Грудь - голова, или грудь - линия бровей. Если в кадре есть кисти рук, обязательно фокусируем внимание и на них, помимо глаз. Бережём пальчики, суставы не трогаем, никаких обрезов посреди них быть не должно. Мало того, даже здесь можно нарваться на оптический обман - неправильно повёрнутая рука испортит композицию хуже неправильного кадрирования, скрытые тенями, зажатые в кулак пальцы могут увеличить, или наоборот, зрительно уменьшить руку.
По пояс. В фокусе мимика и жесты. Если руки опущены вдоль тела, можно аккуратно кадрировать их не по суставам. Нельзя (!) кадрировать фотографию по тазобедренному суставу человека, это приводит к очередному оптическому обману. Расставленные в стороны руки нужно захватывать целиком, не нарушая композицию.
Выше колен или 3/4 . Пропорции человека могут сильно исказиться при неправильном кадрировании. Кроп по коленям недопустим.
При таком кадре добавляется динамичность, активность. Сохраняем все движения объекта, следим за композицией и убираем иллюзии "инвалидности".
3/4, ниже колен. Вытянутые руки в сторону камеры могут сильно испортить кадр, искажая пропорции человека в целом, лучше выбирать исходник, где модель заполняет воображаемый прямоугольник вокруг него жестами. При этом кропе добавляет ещё больше динамики, чем в предыдущем. Но кадрирование должно быть аккуратным - опять же, никаких обрезов по колени, иллюзий "инвалидности". Главное, не отойти от общей коцепции - сохранить композицию.
Во весь рост. Классика классик. От модели нужно сделать отступ во все стороны, иначе будет казаться, что кроп "тесный", создастся впечатление небольшого, узкого пространства. Аккуратнее со стопами персонажа, при неправильном их повороте лучше кадрировать 3/4, ибо силуэт сильно исказится. Здесь нужно полагаться только на профессионализм фотографа, - от него зависит, правильно ли воспримется композиция в целом.
Хочется добавить, что правил для кадрирования не бывает, есть только советы, которые помогают выделить какие-либо акценты на конкретной части изображения. Если в фокусе присутствует динамика, жесты, движения - увеличивайте отступы, раздвигайте пространство, чтобы им хватало места. Либо, сделав кроп именно там, где проходит мысленная черта этого движения, можно разбалансировать фотографию, сделать её более интересной, предложить зрителю додумать - что же там, за пределами кадра?
Догм в кадрировании не существует так же, как и правил, есть общепринятые положения, к примеру, 2:3 или 2:3, или 1:3, если мастер умеет работать с классикой, остальные приёмы, концептуальность появятся в процессе работы. Чем больше навыков, тем качественнее и цепляющее результат.
Распространенные ошибки среди непрофессиональных фотошоперов, да и фотографов в том числе, - кроп по частям тела: по суставам, пальцам, чертам лица. Возможно, из-за желания выделить какую-то деталь, происходят эти огрехи. На самом деле, такой подход нежелателен, ведь фотография воспринимается неправильно, добавляет дискомфорта зрителю, так же, как и заваливание горизонта, к примеру. Иключаем по возможности такие исходники из своей коллекции.
Процитирую одного из моих любимых фотографов akry: "Можно всё, что угодно, лишь бы не «приколисьКакЯумею», а была передана идея. Идея должна быть во всём". Кстати, вы можете прочитать его статью о съёмке фото для глянцевых журналов, очень интересный подход, идея, понятное объяснение. Несколько руководств стоит взять в оборот: ссылка на livejournal
Далее речь пойдёт непосредственно о кадрировании отдельных изображений. Мы будем рассматривать возможные варианты кропа портретов на примерах. Изучим, как определять грани, отступы, рассмотрим композиционные кропы и исходники, которые нельзя кадрировать.
Я обращусь для объяснений по большей части к фотографиям очень занятной девочки Сабине Лавгуд. Думаю, она простит мне издевательства над её фото.
1. Грани и отступы.
Рассмотрим для начала кадрирование по пояс. Как видно, я поместила объект, в главной роли здесь Сабина, по центру. Использовать текстуры, текст здесь будет сложнее, нежели если взять то же положение 1:3. Хотя из-за позы, слева осталось незадействованное пространство, где можно разместить тот же текст, используя в качестве аватара эту фотографию.
Ни в коем случае не обрезаем правую руку, - она должна быть в фокусе, ибо несёт идею этого исходника.
Теперь необходимо сделать отступы от края кадра. Гранями ослужат:
справа - левая рука, сверху - голова, снизу - пальцы правой руки, слева - локоть правой руки.
Каждый отступ должен варироваться от 2 до 5 пикселей при таком небольшом размере кропа.
Возведём в степень главного персонажа куклу, которую держит Сабина. Правила отступов на кукле такие же, как и на девушке, только верхний и нижний грани поменялись с введением персонажа в "главенствующую степень". Объект по центру.
Можно добавить ещё больше "очеловеченности", больший акцент в эмоциональном плане, больший цепляющий момент - губы девушки включим в фокус этого кадра, переместив композицию немного влево и вниз. Уже появились плавный изгиб шеи, часть лица. Здесь важно зацепить только ту часть, которая нас больше всего интересует. В данном случае - это губы. Никаких носов в кадре быть не должно. Линия обреза должна проходить очень аккуратно. Опять же следует следить за отступами по краям кропа.
Теперь отдалим кадр, возьмём чуть выше колен. 3/4. Ноги пока не открыты, в фокусе только платье. Объект снова размещён по центру. Классический приём. Уже видна левая рука полностью, что даёт представление о картине в целом. Снова нельзя забывать об отступах, ведь грани поменялись в корне: нижняя грань - левая рука, верхняя грань - голова.
Сместим всю композицию влево. Объект с фоном 1:2. Ещё больше отдалим кадр, взяв в фокус ноги, добавляя динамики нашему кропу. Их назначение в кадре - раскрыть изящество героини, показать женственность. Здесь грани смещаются, как и композиция, влево, - локоть правой руки является крайней левой гранью.
Кадрирование лица - очень сложная работа, требующая сосредоточенности и знаний. Если уж берёмся кадрировать лицо, делаем это не торопясь, профессионально, аккуратно. Здесь также есть несколько моментов, которые необходимо учитывать.
Во-первых, лицо можно кадрировать по-разному - взяв в фокус ТОЛЬКО лицо и, помимо лица, захватить часть шеи, вплоть до ключицы. Голова здесь не рассматривается - кроп в основном идёт чуть выше линии бровей.
Во-вторых, беря лицо крупным планом, можно (фактически во всех случаях, но бывают и исключения) забыть о наложении текстур и текста.
Здесь главное состедоточиться на взгляде, на глазах. Выделить их. Ни в коем разе нельзя обрезать кадр по чертам лица, всё должно быть сохранено в изначальном виде - брови, глаза - целиком.
Существуют кропы, состоящие только из отдельных частей тела, включая глаза - отдельно, губы - отдельно. У них своё назначение - выявить какую-то эмоцию, чувство. О них позже.
Если лицо в кадре взято очень крупно, - это искажает человека, делает красивые черты убогими. Поэтому с выбором ракурса стоит быть осторожнее.
Попробуем прокадрировать лицо крупным планом. Для удобства, от края кадра можно отступить от 2 до 5 пикселей. За грани здесь выступают в первую очередь брови и губы. На втором исходнике нижней гранью выступает подбородок, от которого тоже нужно отступить пару пикселей.
При разворотах камеры, а также при наклоне головы, грани меняются вместе с вращением объекта.
Как уже упоминалось выше, нужно быть более аккуратным при этом кропе. Чуть задев лишнего, можно поплатиться адекватным восприятием выражения лица. Здесь приведены пара оптических обманов - "бесконечная" шея, упирающаяся в край кадра, очень высокий лоб из-за неправильного обреза не по линии бровей и очень широкое лицо из-за отсутствия скул в кадре.
и несколько вариаций правильного кадрирования лица - шеи для закрепления информации.
1 - взято по линии бровей, соблюдены отступы, правильно расставлены грани
2 - также соблюдены отступы, обрез проходит чуть ниже горловины свитера
3 - голова Сабины входит в кадр целиком, в фокусе небольшая часть плеча для развеивания иллюции "бесконечной шеи"
4 - кроп по линии бровей, длинные волосы скрывают все недостатки не хуже смещения фокуса влево
Случается так, что какая-либо небольшая деталь портит представление о кропе, нарушает гармонию, дисбалансирует цветовую гамму.
Для того, чтобы эти детали не отвлекали внимание, необходимо убрать их.
Можно воспользоваться инструментами выделения/вырезания: перо (pen tool), лассо (lasso), а также кистями (brush) и штампом (stamp), закрасив ненужную деталь, или скопипастив на область, нарушающую гармонию кропа, близлежащий фрагмент.
Ниже приведены вариации правильного кадрирования по всем аспектам. Наблюдайте подачу композиции, попробуйте определить грани и отступы самостоятельно, используя примеры, указанные мной ранее.
Ошибки неправильного кадрирования подписаны под каждым кропом в отдельности. Не допускайте подобных оплошностей при обрезе своих исходников, не делайте своих моделей инвалидами, ведь фото - это отражение реальности.
2. Расположение объекта. Классика в расположении объекта на фотографии, в нашем случае, модели: 1 к 2, 2 к 3, 1 к 3.
Что подразумеваем под этими цифрами? Мысленное деление исходника на части. В случае 1 к 2 - напополам, 2 к 3 - на три части (объект будет занимать большую часть кропа), 1 к 3 - также делится на 3 части, объект занимает из них только одну. Модель посредине - также обращение к классике. Замечу, что деление может быть горизонтальным, вертикальным и даже диагональным - всё зависит от фантазии и умения красиво разместить объект. Не нужно брать в оборот исходники, на которых модель стоит подобно палке - без выражений, эмоций, чувств. Яркая поза, жестикуляция, мимика останутся в памяти гораздо дольше, нежели блёклая обыденность.
Увеличив, уменьшив, развернув, мы также сможем исправить недостатки неправильно-кадрированной фотографии. Не забываем об отступах и границах.
3. Цветовые границы помогают сделать кроп более аккуратным, сдержанным и гармоничным. Что подразумевается под цветовыми границами? По краям кадра, или хотя бы по двум его сторонам, цвета должы быть непрерывающимися, ровными, однотонными. Можно создать границу искусственно, закрасив край кистью или применив градиент, как на фотографии под номером 1 слева.
Красные линии символизируют цветовые границы.
2 снимок - тёмные волосы по правой стороне, светлый фон - по левой, бежевый оттенок кожи снизу
3 снимок - фон, волосы, свитер, никаких посторонних цветов
4 - волосы, фон.
Гармония между цветами на кропе равноценна стилю в одежде, выделяет портрет из аляпистых бесвкусиц.
Композиционные портреты "без лица". Многие из нас привыкли, что в портрете главным элементом, на который в первую очередь обращают внимание, является лицо. Остальное - лишь дополнительные детали. А если взглянуть на построение портрета по иному? Попробовать прокадрировать человека, не персонализируя? Получим потрет без лица.
Портрет, на котором лица модели не будет видно или видно лишь частично (например, только подбородок). Единственное условие - на кропе портрет не должен быть "в полную величину".
Ракурс на фото может варьироваться, изображение - вращаться, расставляя нужные акценты. Здесь следует использовать отступы и грани, как при стандартном кадрировании, но не включать в фокус лицо.
Части тела, акценты. Если вы хотите выделить из общей картины определённую деталь, выражая с помощью неё какую-либо эмоцию, чувство, мысль или идею - такое кадрирование послужит лучшим способом для реализации поставленной задачи. Границы отступов здесь теряют всякий смысл, нужно доверять лишь собственной интуиции и фантазии.
Допустим, отдельно-взятые губы, могут выразить чувственность, страсть. Глаза - беспечность, грусть, счастье. Руки/ноги- изящество, женственность-мужественность и так далее.
Композиционные портреты. Постановочные фотографии отличаются от любительских фото профессионализмом и наличием грамотно-выверенной композиции, которую разрушать категорически воспрещается. Такие исходники лучше всего захватывать целиком, подобно монолитным кропам (о них речь пойдёт ниже), сохраняя жесты, движения, динамику, композицию, идею, вложенную фотографом. Отступы сохраняются, грани учитываются.
Кадр на кадр, капсы. В последнее время капсы, кадры из фильмов, стали очень популярны. Кадр на кадр - серия снимков с одной и той же фотосессии также обретает известность. Такие кропы, состоящие из нескольких изображений, смотрятся более гармонично, так как дополняют друг друга. Здесь можно экспериментировать с размерами кадров (не обязательно создавать симметричные формы), вращениями, цветовым тоном/освещением, резкостью, фильтрацией установок.
Ещё одним способом совмещения кропов одной фотосессии/кадров из фильма является коллажирование. В этом случае, придётся использовать инструменты для отделения объектов с фона (перо(pen tool), лассо(lasso) и т.д.), применяя такие же действия, как и при создании коллажей. Отступы нужно соблюдать, как при обычном кадрировании, учитывая цветовые и визуальные грани.
Деление (split/сплит/раскол). Производится в целях акцентирования внимания на определённом участке или элементе исходного материала.
Прежде всего нужно точно определить, подходит ли выбранная область для осуществления грамотного кадрирования. На таких исходниках объекты обычно расположены на расстоянии друг от друга, что облегчает работу мастера при выборе линии обреза.
Если на кропе остаются лишние детали, их можно аккуратно удалить инструментом "Штамп" (Stamp), кистью (brush) или скопировав часть изображения при помощи "лассо" (lasso), вставляя в пробленую область.
Монолитные кропы. Чем же отличаются монолиты от обычных композиционных кропов? Тем, что многие композиционные, включая совместные портреты, можно делить. Кадрировать же монолиты нежелательно. Здесь нужно обращать внимание прежде всего на мимику и жесты, на отношение людей друг к другу, на композицию, которую нельзя поделить. Разрезав один из таких исходников, мы обречём его на бессмысленное существование. Идея, ради которой была создана фотография, потеряется.
Кадрировать монолит можно только двумя способами - взять в кадр фото целиком, как, например, на кропе матери и ребёнка, женщины и кота, детей у моря, девушки и молодого человека, идущими по пляжу, и фото нескольких детей, вторым способом - выделить из монолита определённую деталь, идею, осторожно отодвинув на второй план, или обрезав ненужные моменты. Пример можно увидеть на оставшихся кропах - зрителю предлагается додумать то, что в кадр не входит - поцелуй, к примеру, или выражение лиц.
Интерполяция. Типичной ошибкой многих фотографов является кадрирование с запасом. То есть, всякий раз, создавая кадр, фотограф оставляет место, чтобы в дальнейшем можно было развернуть или обрезать объект на нём в графическом редакторе. Скажу лишь, что разворачивая кадр, мы меняем расположение сетки пикселей. Приводит это к ухудшению качества изображения.
Начертим сплошную горизонтальную линию для наглядности. Развернём её на 90 градусов. Получим тот же результат - качественную, непрерывающуюся линию. А теперь развернём эту же линию на 30-45 градусов. Программе приходится подстраиваться под изменения, тем самым добавляя или изменяя пиксели. В итоге выйдет нечто подобное:
На профессиональном языке это называется "интерполяция", то есть, додумывание информации, основываясь на существующих значениях. Здесь интерполяция осуществляется при переходе из одной координатной сетки в другую. Пиксели квадратные сами по себе. Если повернуть их на 90, 180 или 270 градусов программе не нужно будет составлять новую сетку. При других же поворотах возникают проблемы с качеством подачи.
Чрезмерное вращение исходника не приведёт его к идеальному ракурсу, а лишь испортит качество, за которое так радеют многие мастера.
Поэтому следует тщательнее подходить к выбору исходных материалов, обращать внимание на завал горизонта, на начальный разворот фотографии, чтобы в последствии не мучаться, исправляя ошибки горе-фотографа.
Правильно скадрированный портрет привлекает взгляд, помогает понять композицию, эмоции, чувства. "Совершенство - это не когда нечего добавить, а когда нечего убрать" - выражение Антуана Де Сент-Экзюпери очень ярко отражает суть грамотного кадрирования.
Благодарю за внимание, удачи!