Программа: Adobe Photoshop
Практика
Автор: Pulse
Источник: http://emotiondigital.artbb.ru
Blending modes или режимы наложения - это способы, которыми слои взаимодействуют друг с другом, определяясь параметром наложения верхнего слоя. Другими словами, пиксели верхнего и нижнего слоёв (при определённом режиме) дают в совокупности интересный эффект.
Эти режимы разбиты в программе на 6 различных отделов/секций.
На скриншоте ниже я привела русский и английский перевод всех режимов, плюс указала слева - к какому виду смешивания принадлежит та или иная секция.
Секция Основные (Basic) заменяет базовые пиксели, Затемнение (Darken) затемняет, Осветление (Lighten) освещает, Констрастность (Contrast) увеличивает или уменьшает общую контрастность изображения, Сравнение (Comparative) подвергает инверсии базу, Тон, насыщенность, светлота (HSL - Hue, Saturation, Lightness) определяют специфический цвет, присущий определённой картинке.
Рассмотрим для начала, как режимы наложения взаимодействуют с фоном по группам.
Базой для урока я взяла эту картинку:
Поверх неё отдельным слоем нанесла разноцветные круги.
Белыми полосами режимы наложения отделены друг от друга для наглядности.
Читабельно справа-налево соответственно первому скриншоту темы.
группа "Основные":
слева - режим наложения "обычный", справа - "затухание"
группа "Затемнение":
1 - затемнение, 2 - умножение, 3 - затемнение основы, 4 - линейный затемнитель, 5- темнее.
группа "Осветление":
1 - замена светлым, 2 - экран, 3 - осветление основы, 4 - линейный осветлитель, 5 - светлее.
группа "Контрастность":
1- перекрытие, 2 - мягкий свет, 3 - жёсткий свет, 4- яркий свет, 5 - линейный свет, 6 - точечный свет, 7 - жёсткое смешение.
группа "Сравнение":
1 - разница, 2 - исключение, 3 - вычитание, 4 - разделить (последние два режима наложения доступны сверсии cs 4)
группа "HSL":
1 - цветовой тон, 2 - насыщенность, 3 - цветность, 4 - яркость.
Все режимы смешивания пикселей высчитываются по определённым формулам, которые компания Adobe не спешит раскрывать, ведь фотошоп является его любимым детищем. В интернете можно найти несколько кустарных формул, по которым, если верить здравому смыслу, вычисляются режимы наложения. Для примера приведу здесь две формулы, взятые с сайта milovsky.ru
Режим Screen - осветление (лобовой перевод - экранное осветление), прямо противоположен режиму Multiply (умножение). Режим Screen хоть и не является явным фаворитом, с его помощью создаются очень важные эффекты освещенности. Формула режима:
Формула применяется поканально, т.е. для каждого канала операция выполняется независимо. Здесь A - нижележащее изображение, B - накладываемое.По сути дела, режим Screen реализует операцию умножения, но не с самими цветами, а с дополнительными к ним. Т.е. перемножая дополнительные к накладываемым цветам, мы получаем цвет дополнительный к результату.
В формуле специально оставлены знаменатели. Деление на 255 - нормировка, в результате которой содержимое в скобках справа колеблется в пределах от 0 до 1. И при перемножении двух чисел меньше единицы, результат получается меньше, чем каждый из множителей, но также в пределах 0-1. А поскольку работаем с дополнительными цветами, то в результате операции получаем изображение, которое всегда светлее. Соответственно режим Screen используется для моделирования эффектов освещенности, свечения и т.п.
Перечислим наиболее важные особенности режима:
Операция симметрична, т.е. неважно накладываете вы изображение B на изображение A или наоборот.
Если накладывать черный цвет, то результат не меняется
Если накладывать белый цвет, то результат будет чистым белым.
Оттенки серого осветляют тем больше, чем они светлее.
Режим Multiply - умножение, один из самых важных и полезных для Photoshop. С его помощью создаются эффекты затенения. Формула режима:
Формула применяется поканально, т.е. для каждого канала операция выполняется независимо. Здесь A - нижележащее изображение, B - накладываемое.В формуле не случайно оставлены знаменатели. Деление на 255 - ни что иное как нормировка, в результате которой содержимое в скобках колеблется в пределах от 0 до 1. Как известно при перемножении двух чисел меньше единицы, результат получается меньше, чем каждый из множителей, но также в пределах 0-1. В результате получаем изображение, которое всегда темнее. Соответственно режим Multiply используется для моделирования эффектов затенения, а также затемнения картинки или отдельных участков. Домножение на 255 - это просто возвращение в рабочий диапазон от 0 до 255.
Перечислим наиболее важные выводы:
Операция симметрична, т.е. неважно накладываете вы изображение B на изображение A или наоборот.
Если накладывать черный цвет, то результат будет тоже черным.
Как следствие, бессмысленно использовать черный в качестве накладываемого цвета, например, при создании тени.
Если накладывать белый цвет, то результат не меняется
Оттенки серого затемняют тем больше, чем они темнее.
Не имеет смысла вдаваться в подробности формул режимов, поэтому перейдём непосредственно к наглядному изучению каждого режима в отдельности на практике. За основу берём всё ту же картинку. Но теперь сверху поместим слой с оттенками серого.
По умолчанию, режим наложения слоя всегда будет стоять на normal- обычный.
Смешивание пикселей здесь получится только при смене opacity - непрозрачности, иначе базовое изображение перекроется картинкой сверху. Вычисления здесь между слоями не производятся.
В режиме "Затухания" Dissolve при opacity- непрозрачности менее 100% начинается незначительное смешивание пикселов - часть пикселов пропадает при уменьшении непрозрачности верхнего слоя.
"Затемнение" Darken
Этот режим создает эффект "рисования" позади картинки. Пригодится, если вы хотите добавить к изображению тень, не удаляя закрашенные области в соседних слоях.
"Умножение" Multiply
Накладывает цвет нижнего на верхний слой, делая изображение темнее, цвета гуще и насыщеннее. Если верхний слой залит белым цветом – результата не будет.
"Затемнение основы" Сolor Burn
Затемняет изображение ещё сильнее, чем при режиме "умножение", используя содержимое всё того же верхнего слоя. Если верхний слой залит белым – результата не будет.
"Линейный затемнитель" Linear Burn
Затемняет нижний слой, выявляя цвет верхнего слоя, засчёт уменьшения яркости.
"Темнее" Darker color
Схож с "Затемнением", работает засчёт всех слоёв сразу - и верхнего и нижнего. Смешивая слои, видимыми останутся только темные пиксели.
"Замена светлым" Lighten
Противоположность режиму "Замена темным". Проявляет светлые пиксели верхнего слоя.
"Экран" Screen
Этот режим производит те же вычисления, как и режим "Умножение", как говорилось выше. Но в данном случае результат инвертируется.
Используется для осветления областей путем уменьшения значения яркости основных пикселей.
"Осветление основы" Color Dodge
Яркий режим, дающий сильный эффект. Все цвета будут слегка подсвечивать нижние пиксели путем повышения насыщенности и понижения контраста. Чёрный цвет сверху не будет давать эффекта.
"Линейный осветлитель" Linear Dodge
Также, как и на предыдущем режиме, с верхним чёрным слоем эффекта не будет. Режим похож на "Экран", но осветляет изображение ещё сильнее.
"Светлее" Linear color
При смешивании двух слоёв, видимыми останутся только светлые пиксели. Схож с режимом "Осветление", но придаёт более мягкий эффект.
"Прекрытие" Overlay
Сочетает эффект режимов Multiply (умножение) и Screen (экран), отсеивает светлые пиксели и умножает темные. Даёт изображению более интенсивные цвета, хорош для использования текстур.
"Мягкий свет" Soft Light
Осветляет и затемняет цвета картинки, учитывая цвет верхнего слоя. При верхнем слое, залитым на 50 % серым цветом - результата не будет.
"Жёсткий свет" Hard Light
Увеличивает контрастность в три раза больше, чем предыдущий режим. Затемнять изображение при тёмном верхнем слое, осветляет, если сверху светлые тона+ сильно повышать контрастность. Если верхний слой залит на 50% серым - результата не будет.
"Яркий свет" Vivid Light
Затемняет или осветляет изображение, учитывая цвета на верхнем слое. Если верхний слой залит на 50% серым - результата не будет.
"Линейный свет" Linear Light
Осветляет при ярком верхнем слое, затемняет, если нижний слой темнее. Если верхний слой залит на 50% серым - результата не будет.
"Точечный свет" Pin Light
Сочетает светлые цвета от "осветления", и темные цвета от "затемнения". Если верхний слой залит на 50% серым - результата не будет.
"Жёсткое смешение" Hard Mix
Даёт пастеризированную картинку с ограниченными цветами. Контрастность на максимуме.
"Разница" Difference
Реверсирует тона и цвета - и верхнего, и нижнего слоёв, удаляет светлые пиксели. Иногда получается инверсия.
"Исключение" Exclusion
схож с "разницей", но даёт более мягкий эффект, уменьшая контрастность.
"Вычитание" Subtraction (альтернативный перевод)
новый режим. Затемняет все пиксели на обоих слоях. И верхнего, и нижнего. Даёт сильный контраст.
"Разделить" Divide (альтернативный перевод)
Использует инверсию режима "вычитание", осветляет все пиксели на обоих слоях.
"Цветовой тон" Hue
Цвета верхнего слоя смешиваются с насыщенностью и яркостью нижнего слоя. В результате смешения ярких красок - получим серое изображение.
"Насыщенность" Saturation
Уровень насыщенности нижнего слоя меняется на подходящие пиксели верхнего слоя, создавая особую комбинацию.
"Цветность" Color
Используется для преобразования черно-белого изображения в цветное. Сохраняет яркость нижнего слоя, цвет и насыщенность берутся от верхнего слоя.
"Яркость" Luminosity
Инверсия режима "цветность", цветовой тон берётся от нижнего слоя, яркость - от верхнего.
Для наглядности ещё одна картинка из урока о работе со слоями